Стандарт организации (СТО) и для чего его разрабатывать?
Стандарт организации (СТО) и для чего его разрабатывать?
Удобные сервисы и инструменты в сертфиикации. Множество полезной информации по теме разрешительная документация
В динамично развивающейся сфере бизнеса, где важны скорость, качество и эффективность, любая успешная организация стремится к порядку и стабилизации всех внутренних процессов. Одним из таких инструментов для достижения целей в этой борьбе является разработка и внедрение собственного стандарта организации (СТО).
Что же это такое стандарт организации или предприятия?
Стандарт организации (СТО) — это внутренний нормативный официальный документ производителя, устанавливающий для многократного использования правила, общие принципы или характеристики деятельности компании. Причём для производственников СТО хорош тем, что в 1 стандарт можно объединить группу продукции, у которой совпадают 5 цифр кода ОКПД 2, а в вот
технические условия можно объединить продукцию только по совпадению 9 цифр кода.
Если говорить своими словами, то СТО - это внутренний «свод законов» компании, который описывает, как именно нужно выполнять ту или иную работу, как контролировать ее качество и каким должен быть эталон производимой продукции.
Почему многие выбирают именно разработку стандарта организации?
Разработка СТО — это не просто какая-то бюрократическая формальность, а настоящая стратегическая инвестиция в будущее, гарантирующая стабильность и развитие вашего бизнеса. Ниже мы выделяем несколько основных причин, по которым компании разрабатывают и внедряют свои стандарты:
1. Унификация и повышение качества производимой продукции.
2. Снижение зависимости множества отдельных факторов от конкретных сотрудников.
3. Ускорение процессов и повышение эффективности большинства производственных процессов.
4. Облегчение обучения и вливания новых сотрудников в рабочий ритм.
5. Обеспечение безопасности на всех этапах производства.
6. Защита интеллектуальной собственности компании.
Заключение
Стандарт организации (СТО) — это не просто какая-то красиво оформленная бумажка, а практический и очень нужный инструмент управления. СТО создает основу для понятного, предсказуемого и управляемого развития компании и всех её внутренних процессов. Производители, которые осознанно подходят к стандартизации своей организации, всегда получают существенные конкурентные преимущества перед теми, кто решил «и так сойдёт». Компания, разработавшая и внедрившая СТО, всегда устойчива, эффективна и более готова к масштабированию. В современной экономике стандартизировать — значит оптимизировать, регулировать, предугадывать и побеждать!
Как разрабатывается стандарт организации и какие этапы при этом нужно пройти?
Процесс разработки и внедрения стандарта организации в большинстве случаев обычно выглядит следующим образом:
1. Инициатива. Инициатором разработки СТО может выступить любое подразделение компании, столкнувшееся с проблемой, которую можно решить внедрением СТО, но чаще всего это: отдел качества, технолог, главный инженер или руководитель компании.
2. Формирование рабочей группы сотрудников, ответственных за разработку СТО. Выделяются определенные человеческие ресурсы из числа наиболее компетентных сотрудников, связанных с процессом: инженеры, технологи, руководители, специалист по сертификации, ОТК.
3. Разработка проекта будущего СТО. Группа описывает весь рабочий процесс, фиксируя каждый шаг и этап производства. Текст должен быть четким, однозначным, легким для понимания и содержать отсылки к законодательству. Часто используются схемы, таблицы, фотографии, планы расположения оборудования, цехов и т.д.
4. Согласование планов и экспертиза документации. Проект будущего стандарта организации (СТО) рассылается всем контролирующим сотрудникам, а также остальным заинтересованным отделам для сбора замечаний и предложений по внедрению документа. Этот этап является одним из ключевых, так как именно он определяет жизнеспособность будущего документа.
5. Утверждение стандарта. Согласованный макет стандарта организации утверждается руководителем компании или уполномоченным лицом, действующим по доверенности. Документу присваивается порядковый номер по специальной формуле, которая предусматривает вписывание в него данных ОКПО компании из ее реквизитов (например, СТО-84758734598-001-2024).
6. Внедрение разработанного стандарта. Утвержденный стандарт организации предоставляется всем заинтересованным и ответственным сотрудникам, которых он касается. После чего обязательно проводится их обучение работе с внедренным СТО.
7. Мониторинг и периодическая актуализация. Ничто не вечно, наш мир постоянно меняется, также и стандарты не могут быть вечными. Поэтому крайне важно периодически пересматривать СТО и вносить необходимые изменения, чтобы поддерживать актуальность документа в зависимости от изменений произошедших в производственных процессах, выхода новых ГОСТов и изменений в действующих государственных стандартах.